Дата отзыва: | 2018-03-15 |
Страна: | Мальта |
Город: | Сент-Джулианс |
Учебное заведение: | Школа ESE |
Тип программы: | Двухнедельные курсы английского языка |
Проживание: | Проживание в семье |
Предисловие
Это был мой первый опыт подобной поездки за границу на языковые курсы. До этого момента все путешествия в другие страны были связаны либо с пляжным отдыхом, либо с экстремальными видами спорта. Во время пребывания за рубежом я испытывал немало трудностей при общении с сотрудниками отелей, кафе и ресторанов и с другими иностранцами. Моего скудного словарного запаса и давно забытых грамматических правил английского языка было явно недостаточно, чтобы выразить свои мысли. Во многих странах речь местных жителей, среди которых редко встречались носители языка, часто отличалась характерным акцентом, понять который я уже был не в состоянии. После неудачных попыток, я начал всячески избегать непосредственного общения, и стал делегировать решение различных вопросов друзьям, с которыми путешествовал. А если мне приходилось самому общаться с иностранцем, то часто переходил на язык жестов.
В очередной поездке в альпийские горы, где я катался на сноуборде, мне снова и снова приходилось попадать в неловкие ситуации из-за того, что я часто не мог понять смысла иностранной речи, обращенной ко мне. В конце концов, я устал испытывать дискомфорт от невозможности свободно общаться с людьми во время моих путешествий, и решил устранить эту проблему, раз и навсегда преодолев языковой барьер. Таким образом, я поставил цель освоить язык именно для уверенного общения с иностранцами во время путешествий.
Признаюсь, что английский язык я долго и довольно мучительно изучаю с девяти лет. Процесс обучения начался ещё в школе и продолжился в университете. Временами я посещал различные курсы, брал индивидуальные уроки. Но у длительного обучения не было важных особенностей – системности и регулярности. Множество раз возникало ощущение, что я начинаю изучать язык, словно с белого листа, настолько быстро забывалось всё, чему меня учили.
Подготовка к поездке в языковую школу.
После регулярных занятий по скайпу с репетитором из Америки в течение полугода я решил, что пора закрепить полученные знания и умения поездкой в другую страну. На слух иностранная речь уже лучше распознавалась, но страх общения с иностранцами у меня ещё оставался. В путешествиях мои воспоминания о неудачных опытах коммуникации как будто вызывали временный паралич языка и из памяти вылетали все иностранные слова, кроме фразы: «My name is Max, I'm from Russia».
При решении вопроса, как сделать поездку максимально эффективной для поставленной цели и наименее затратной по бюджету, я выяснил, что мне нужно выбрать языковую школу, предоставляющую полное погружение в языковую среду, то есть с минимальным количеством русскоговорящих студентов (желательно вообще без них).
Консультанты ЮниВестМедиа, выслушав мои пожелания и выяснив цель поездки, предложили несколько наиболее подходящих школ в разных странах и рассказали обо всех особенностях и нюансах обучения. Вскоре я решил поехать на Мальту в конце сентября - начале октября на двухнедельные курсы в школу ESE c проживанием в семье. Как выяснилось в дальнейшем, пары недель оказалось достаточно, чтобы освоиться и начать говорить на английском языке. В это время на Мальте еще довольно тепло и после занятий можно позагорать на пляже и искупаться в море. Однако меня заинтересовала возможность исследовать достопримечательности острова, которых было немало.
Все документы для поездки, бронирование и визу сделали специалисты ЮниВестМедиа. Мне оставалось лишь заполнить пару анкет, один раз съездить в визовый центр Мальты, чтобы оставить отпечатки пальцев для визы в Шенгенскую зону, и еще раз посетить офис перед самой поездкой, чтобы забрать свой паспорт с визой и остальные готовые бумаги. Билет на самолет покупал самостоятельно на сайте Авиалиний Мальты. Кстати, мне до сих пор с сайта приходит рассылка об их специальных предложениях, скидках и акциях на перелеты. Иногда предложения оказываются настолько выгодными, что я периодически думаю: «А не повторить ли поездку?»
Первый день на Мальте
Утро, суббота, аэропорт Мальты, теплый тропический воздух, после холодной дождливой Москвы, получение багажа (которое почему-то затянулось), встреча с представителем школы в аэропорту.
В этот момент я почувствовал нарастающую панику. Я испытывал самый настоящий страх из-за того, что из-за языкового барьера я не смогу ни с кем объясниться.
Меня встретил господин с табличкой школы ESE, поприветствовал, что-то еще сказал…. и еще сказал… много чего говорил. Из всего сказанного им я понял только ту часть, что он уже долго меня ждет, и, видимо, пытается узнать причину опоздания. Я невпопад что-то отвечал на ломаном английском из серии: «извините, плохо говорю» и «ах, как у Вас тут тепло и хорошо». Мы подошли к киоску с вывеской ESE, где меня сфотографировали для личного ID (пластиковая карта, которую выдают всем студентам школы). После этого встречающий проводил меня к выходу из аэропорта, откуда я в скором времени сел в комфортабельный мерседес.
Мальта, будучи бывшей колонией Великобритании, переняла от неё левостороннее движение транспорта (и другие особенности), что для меня было очень непривычно. В дороге водитель пытался меня разговорить, задавая простые вопросы, но из-за того, что мои ответы порой даже мне самому были не понятны, через некоторое время наступила долгая и неловкая тишина.
Мальта оказалась небольшим государством. При некотором желании её можно объехать за один день. Страна состоит из нескольких островов: Мальты, Гозо, совсем маленького Комино и еще ряда ненаселенных островков. На остров Гозо можно добраться на пароме, но об этом чуть позже.
До дома, где мне предстояло жить две следующие недели, расположенного в городе (или районе) Сент-Джулианс, мы доехали достаточно быстро. Когда машина остановилась, я вздохнул с облегчением – уж слишком затянулась неловкая пауза с водителем. Жилье на Мальте, по моим наблюдениям, в основной массе представлено двухэтажными частными домами, тесно прижатыми друг к другу. У домов часто присутствует небольшой участок на заднем дворе.
На крыльце меня встречала хозяйка дома - приветливая и приятная женщина лет 50-60. Я оставил багаж в холле, после чего был приглашен на завтрак. Во время трапезы, состоящей из сочного стейка, тостов и кофе, хозяйка начала расспрашивать меня обо всём. На все мои попытки уйти от разговора отвечая ей фразами в духе: «Извините, не понимаю», «Не умею», «Плохо говорю» и прочие, она отвечала: «Все в порядке, пытайся говорить ещё», «Ты приехал сюда, чтобы научиться» (здесь и далее: реплики переведены с английского).
В итоге, к концу завтрака я уже начал выдавать что-то складное, и радовался, что меня понимают. Страх общения с иностранцем начал казаться надуманной чепухой. Я понял 70-80% речи Четтины (так звали хозяйку). Четтина сказала, что нужно беречь воду и не проводить в душе по полчаса. Также я запомнил время завтрака и ужина.
Хозяйка познакомила меня с соседями по дому, которыми оказались студент языковой школы из Японии, живущий на Мальте уже 3 месяца, и молодая пара из Германии. После знакомства мне показали мою комнату, которая была рассчитана на двух человек, но у меня соседа не оказалось. Четтина сообщила, что мой сосед появится только на следующей неделе, так что все это время, скорее всего, я буду жить один. Будучи интровертом, я посчитал это большой удачей, так как не очень люблю делить с посторонним человеком личное пространство! Но вот с видом из окна мне не повезло.
Хозяйка затеяла ремонт фасада своего дома и на следующий день, кроме строительных лесов, стену закрыли зеленой полупрозрачной сеткой. За окном ходили рабочие, и я периодически слышал возгласы отнюдь не на английском, а на местном мальтийском языке. В довершение всего, небо затянуло облаками, и пошел дождь! Как сказала хозяйка, до этого две недели стояла солнечная и жаркая погода. Вот так, не состоится пляжный отдых в ближайшие дни. Я просто победитель по жизни!
Когда я захотел зарядить свой телефон в комнате, выяснилось одно важное обстоятельство. Я уже упоминал, что длительное господство Великобритании серьезно повлияло на многие аспекты жизни мальтийцев. Например, на Мальте оказался так называемый британский тип розеток с тремя плоскими контактами, и поэтому мою штепсельную вилку, рассчитанную на европейскую розетку, я использовать не мог. Однако существует способ, о котором я записал отдельное видео:
Хочу предупредить, что он потенциально не безопасен, и может применяться лишь в исключительных случаях, поэтому рекомендую купить специальный переходник в ближайшем магазине.
Оставшееся время я посвятил исследованию окрестностей. Первым делом я нашел школу ESE, в которой мне предстояло начать обучение через день.
Я прошел по району Сент-Джулианс и прогулялся вдоль побережья. Создалось впечатление, что на Мальте живут одни иностранцы из разных стран Европы. Так много их встретилось на пути. Мне пришлось привыкнуть переходить дорогу, глядя сначала направо, а потом налево, в отличие от России с её правосторонним движением.
Обучение в школе ESE
Проживание в семье имеет несомненные преимущества для желающих быстро интегрироваться не только в языковую, но и в культурную среду. В понедельник, за завтраком, Четтина рассказала о местных достопримечательностях, о лучшем времени для их посещения, о различных способах перемещения по острову, и посоветовала купить карту на автобус на несколько дней, что намного экономичнее, чем платить за каждую поездку. В целом, атмосфера в доме и за обеденным столом, в частности, напоминает сцены из американских семейных фильмов. Хозяйка по-матерински зовет нас завтракать, готовит тосты, расспрашивает про планы на день. Очень доброжелательная обстановка. Студент из Японии даже отвечал хозяйке: «Yes, Mom!» или «Ок, Mom!».
После завтрака я отправился в школу. Дорога заняла не более 10 минут.
Школа ESE представляет собой пятиэтажное здание. На первом этаже находится просторный холл с стойкой регистрации в центре. По правую сторону расположен буфет, где можно купить кофе, чай и закуски во время перерыва между занятиями. На верхних этажах расположены классы. На самом верхнем этаже находится администрация школы. Большое количество студентов собралось в холле школы задолго до начала занятий, многие толпились также у входа. Я встретил всего двоих русскоговорящих ребят за все время обучения. Возможно, их было больше, но они никак себя не проявляли и общались только по-английски. Также мне встретились несколько студентов из Чехии, которые знали русский язык, но соблюдали правило полного погружения в языковую среду.
Непосредственно перед занятием необходимо было пройти тестирование на определения уровня владения языком. Я «успешно» справился с тестом и был определен в группу Elementary, что меня несколько удивило, так как сам себя относил как минимум к Intermediate.
После теста раздали учебные материалы в пластиковых папках и всех новоиспеченных слушателей курсов проводили в их классы. Я познакомился со своим преподавателем и другими учениками. В группе были студенты из самых разных стран: из Колумбии, Бразилии, Турции, Кореи, Франции, Словении, Германии. Всего в группе было 10 человек. Важно, что среди студентов русскоговорящим был только я, поэтому общаться и пытаться донести свои мысли мне приходилось только на английском языке, без компромиссов. Любопытно, что английская речь студентов разных стран характеризовалась своим уникальным акцентом. Позже я выяснил, что не многим так везет с составом группы. В других языковых школах в одной группе встречается много русскоговорящих студентов. Однако максимального эффекта от пребывания на языковых курсах можно достичь только тогда, когда общение возможно только на английском. Контакты с представителями родины следует свести к минимуму.
Сама система организации учебной деятельности в группе мне показалась несколько либеральной: например, выполнение задания в паре быстро превращалось в обычную болтовню. Громкие разговоры стихали лишь тогда, когда преподаватель привлекал наше внимание к следующему упражнению, и на некоторое время снова наступала тишина. Даже при наличии контроля со стороны учителя, на отдельных темах и заданиях можно было вдоволь наговориться с соседями на отвлеченные темы, например, о средней стоимости автомобиля определённой модели в Бразилии или о погоде в Москве и в Париже в это время года. Усвоенные знания проверялись посредством тестирования в конце каждой недели.
Я привык к жесткому контролю во время занятий по скайпу, когда преподаватель следил за каждым произносимым мной звуком и замечал все ошибки. Однако подобный свободный стиль преподавания на занятиях в школе ESE положительно повлиял на уровень активности моего общения с англоговорящими студентами – я, испытывая желание лучше узнать своих однокурсников преодолел первоначальный страх и начал активно пытаться разговаривать на английском. Мне также нравилось отвечать на их вопросы, рассказывая о себе, о России, о русской культуре. Мы находили общие черты в наших культурах, с любопытством узнавали новые для себя вещи, смеялись над стереотипами. Преодолеть первое стеснение и неловкость начать разговор помогало осознание того, что излагать мысли на малознакомом языке сложно не только мне, но трудно и моему собеседнику. Царила атмосфера доброжелательности и взаимовыручки, все частенько допускали ошибки, и никто ни над кем не посмеивался. Как я позже узнал у студентов из других групп, стиль и подход к преподаванию у учителей школы может сильно отличаться, но так бывает абсолютно во всех школах.
К концу первой недели пребывания на Мальте я уже не чувствовал прежней зажатости. Начала формироваться уверенность, что вскоре я смогу объясниться с другим человеком по-английски. Даже если я не знал какое-то слово, то мог подобрать другие слова, схожие по смыслу. Чем дольше я находился на Мальте и общался, тем быстрее мог грамотно формулировать сложные фразы.
На стене в классе висел вот такой ежедневник-еженедельник, который заполнялся новыми темами и фразами, которые мы узнали. Лист обновлялся каждую неделю. Подобный ежедневник, только в уменьшенном виде, нам раздали в первый день обучения вместе с другими учебными материалами.
Достопримечательности Мальты
Кроме занятий по английскому языку школа предлагает и культурно-развлекательную программу. В первый день всем студентам раздали листовку с программой мероприятий и экскурсий: как бесплатных, так и за отдельную плату. Вечером первого дня обучения предлагалось посетить приветственную вечеринку в клубе.
Во вторник наша вся наша группа поехала на экскурсию в город Валетту. Гид, сопровождавший экскурсию, имел хорошее чувство юмора, говорил на отличном английском, и простым и понятным языком рассказывал про город и его достопримечательности.
Красивейший город со специфической, сквозной планировкой улиц и интересной архитектурой.
Административное здание Валетты
Невзрачная снаружи но очень красивая внутри церковь.
В порту города большое скопление круизных лайнеров.
По вечерам я устраивал часовые пробежки по дорожке вдоль побережья и району, где я проживал. Дорожка пешеходная, вымощенная каменной плиткой.
В центре города Сент-Джулианс находится бизнес центр Портомасо, представляющий собой 23-х этажную башню.
На самом верху башни находится ресторан, из панорамных окон которого открывается потрясающий вид на город.
После первой учебной недели я посетил остров Гозо. Лучше ехать туда с утра в выходной день, так как дорога занимает много времени: сначала на автобусе до пристани, затем на пароме, который ходит раз в 45 минут.
Желающих переправиться на другой берег в выходные немало, так что пришлось постоять в солидной очереди за билетом. По примерным подсчетом дорога от дома до острова заняла 2 часа.
Паром прибывает на остров Гозо
Первым желаемым пунктом осмотра на острове был музей с труднопроизносимы названием Джгантия – древний мегалитических храмовый комплекс.
Вход в музей и комплекс
Как только древние люди 3600—2500 гг. до н. э смогли поднять такие плиты?
По такой дорожке можно пройти внутрь комплекса.
Ритуальное сооружение внутри храма.
После комплекса Джантия я посетил Цитадель острова.
Вид со стены Цитадели на город.
Пушки на стене
Я не успел посетить всех мест, которые запланировал, а дело уже клонилось к вечеру. К тому же меня ждала обратная дорога домой. Остров Гозо можно было посетить и с экскурсией, которую предлагали в школе. В самостоятельной поездке есть плюсы и минусы: ты предоставлен сам себе, можно не спеша наслаждаться видами, но приходится самому искать нужную достопримечательность и транспорт. К счастью, на Мальте очень хорошее автобусное сообщение, и при покупке абонемента на неделю или две, можно кататься неограниченное время.
В следующие дни я продолжал осматривать достопримечательности уже на главном острове Мальты. Всю первую половину дня были занятия в школе, а после обеда я планировал посещение очередной достопримечательности.
Храмы Хаджар-Им и Мнайдра (Mnajdra) находятся близко друг от друга. Как и на острове Гозо – это древнейшие монолитные комплексы, сохранившиеся до наших дней. Над храмами сооружены каркасные конструкции, защищающие храмы от разрушающего действия дождя и солнца.
Неподалеку от монолитов находится Blue Grotta c красивой пещерой, куда можно проплыть на лодках. К сожалению, мне это сделать не удалось, так как в этот день были слишком большие волны.
Немного о местной кухне
После богатого на впечатления и немного утомительного экскурсионного дня, мы с моими товарищами по школе остановились в одном из ресторанчиков Валетты. Местные жители, с которыми я успел пообщаться, порекомендовали мне попробовать мальтийское блюдо из кролика (Fenek). Кролик тушится и подается прямо в кастрюльке с подложенной под нее салфеткой, декорированной под газету. На гарнир в отдельной тарелке подаются свежие овощи и картофель. Кролик получается очень мягким и сочным, но есть его нужно аккуратно из-за обилия мелких косточек. Особенно утомительно было отделять мясо от ребрышек, и кушать кролика приходится с помощью рук, как птицу.
Улицы Валетты вечером.
Общее впечатление от поездки и результаты
Я считаю, что поездка оказалась для меня полезной и результативной – поставленная цель по преодолению страха общения на английском языке была достигнута. В последний день в аэропорт меня отвозил уже знакомый водитель, который встречал меня в первый день. На этот раз в пути у нас получился достаточно конструктивный разговор. Уже не испытывая никакого дискомфорта в общении, я рассказывал ему о своих впечатлениях, и о том, где успел побывать.
Двухнедельного пребывания на Мальте оказалось вполне достаточно для того, чтобы о ней сформировалось целостное впечатление и осталось желание вернуться уже с новыми, более амбициозными, целями по изучению английского языка и расширению кругозора.
К тому же я не успел изучить все места острова. На некоторые объекты просто так не попасть: например, чтобы посетить подземный храм Гипогей Хал-Сафлиени нужно бронировать билеты заранее, так как на экскурсию пускают только по 80 человек в день, а желающих попасть туда много.
Вернувшись на родину, я заметил любопытное явление, которое сохраняется и по сей день: когда я нахожусь в различных общественных местах в Москве (например, в метро), ко мне начали очень часто обращаться иностранцы с вопросами о том, как пройти в то или иное место. Я с легкостью отвечаю им на английском, если знаю ответ, или что-нибудь советую, или уточняю, если точно не знаю. Раньше туристы редко обращались ко мне за помощью, возможно, потому, что я сам тоже сторонился иностранцев, например, услышав иностранную речь, старался отойти в сторону и отвести взгляд. Сейчас же воспринимаю подобные случайные разговоры как дополнительную практику разговорного английского языка.
Хочу выразить благодарность компании ЮниВестМедиа за грамотный подбор школы и организацию поездки.